TEMP:01●21●09-01●21●10

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 17:19, 19 июня 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

27.3. Издевательский смех Ишмаэля (01:21:09-01:21:10)

(9) И увидела Сара, что сын Агари, египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается.

(10) И сказала она Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком».


Однако со смехом не все так просто. Смех Авраама, смех Сары и смех Бога («смех сделал мне Бог») – позитивны. Но когда дело доходит до смеха Ишмаэля, этот смех оказывается столь плохим, что из-за него Ишмаэль изгоняется из дома. И тут наступает время отделения смеха правильного от смеха неправильного.

Как мы отметили, смех – это преодоление категории гвура, выход за пределы закона (ивритское цхок ассоциируется с це хок – «выйти за закон»), за пределы нормы и правильности. Это ситуация, когда человек видит неожиданное развитие событий, когда что-то происходит не так, как он думал, и в этом «не так» человек видит больший уровень гармонии и красоты, больший смысл и духовность, чем, если бы все произошло обычным порядком. Радость от преодоления привычного порядка вещей выражается смехом.

Но выход за пределы нормы и правильности – вещь проблемная. При этом можно подняться над уровнем нормы, а можно и упасть ниже нее. И нам важно научиться отличать смех праведника, поднимающегося над законом – от смеха злодея, падающего ниже закона.

Правильный смех возникает от способности увидеть гармонию мира, стоящую выше простой логики. Те, кто умеют смеяться надо собой – Авраам, Сара и Ицхак – могут смеяться и над миром, их смех позитивен (поэтому, в частности, очень важно, что в «еврейских анекдотах» евреи смеются сами над собой, это необходимо для выживания народа). А неправильный смех – это издевательская насмешка, желание кого-нибудь своим смехом уничтожить. Так поступают люди, которые сами над собой смеяться не способны. И таков смех Ишмаэля.

Этот смех разрушителен и для него, и для окружающих, а потому Ишмаэль должен быть изгнан.

Насмехается: Действие Ишмаэля, мецахек, «насмехается» обозначено глаголом в настоящем времени.

Ицхак распространяет в мире способность различения между правильным и неправильным смехом, он связан не просто со смехом – но со смехом, ориентированным на будущее. Имя Ицхак означает «будет смеяться», в будущем времени, с надеждой на будущее: мол, мы еще посмеемся, не унывай, все будет хорошо.

Издевательский же смех весь в настоящем времени, потому что суть его – это смех над несбыточными надеждами. Настоящее всегда неидеально, и поэтому надежда на будущее есть источник добра. Соответственно, уничтожение этой надежды есть источник зла.

Мидраш отмечает, что в глагол мецахек, «насмехаться, потешаться», имеет коннотацию прелюбодеяния (39:17), идолопоклонства (Исх. 32:60) и убийства (Шмуэль II 2:14). Таким образом, это слово может служить указанием на виды опасности, исходящие от Ишмаэля – и объясняет, почему Сара решила применить столь жесткие меры.

Выгони эту рабыню и сына ее: Сара связывает поведение Ишмаэля, его высмеивание Ицхака, - с тем, что он «сын рабыни». Стремление посмеяться над другими является одной из характеристик рабской психологии.

Выгони сына ее: Ишмаэль, цивилизация лунная, во многом живет в вымышленном мире. Единственный способ исправления издевательского смеха Ишмаэля над Ицхаком – это изгнание из семьи, дающее ему возможность самостоятельно, без присутствия Ицхака, столкнуться с реальностью.

Поэтому Сара хочет изгнать Ишмаэля – ибо это стало единственным способом, как исправить его самого, так и оградить Ицхака от его влияния.


27.4. Развитие в рамках иерархии

Ишмаэль не смог остаться в семье Авраама, - но это не было предопределено изначально, и рождение Ицхака само по себе вовсе не должно было привести к изгнанию Ишмаэля.

Если бы Ишмаэль смог осознать свой уровень (не самый высокий, но далеко и не самый низкий), смог бы признать свое промежуточное положение в рамках семейной иерархии и правильным образом выстроить свое поведение – то история сложилась бы иначе. Мы видим это на примере Агари: когда она соглашается со своим местом в семье и признает себя служанкой Сары, то она не только может продолжать жить в доме Авраама, но и получает особое Божественное благословение. А как только она перестает признавать Сару госпожой – она изгоняется. Также и Ишмаэль: если он признает старшинство Ицхака, то его жизнь нормализуется, а если не сможет этого признать - то будет изгнан из семьи. Фактически, Ишмаэль изгоняется за психологическую неспособность занять то место, на котором он будет конструктивен, вследствие чего он становится деструктивной силой.

Деструктивность по самой своей сути и означает «неумение занять свое место». Таким местом совершенно не обязательно должно быть кресло начальника – совсем не каждый человек может и должен руководить. Если же неподходящий человек стремится занять руководящий пост, это не только оканчивается неудачей, но и мешает ему занять свое правильное место. Место, действительно принадлежащее тебе по жизни – это то место, где ты вносишь в мир позитивное развитие. На этом месте тебе будет приятно жить, и другие будут относиться к тебе с уважением, поскольку ты исправляешь мир к лучшему.

Ишмаэль в той ситуации не мог получить свою часть наследия Авраама, - и не потому, что окружающие не давали ему этого, но лишь из-за собственного неумения реализовать то, что ему действительно положено. Сара не хочет лишать Ишмаэля его доли, но она считает, что раз Ишмаэль оказывается неспособным унаследовать свою собственную часть, живя рядом с Ицхаком – он должен быть изгнан.


27.5. Почему Ишмаэль должен был родиться раньше Ицхака

Конфликт Ишмаэля с Ицхаком возник потому, что Ишмаэль родился раньше - и теперь Ицхак отодвигает его, лишая статуса наследника. Будь Ишмаэль младшим, конфликта бы не было. Так в чем же был смысл «преждевременного» рождения Ишмаэля, чем духовно оправдан этот конфликт?

С одной стороны, Ишмаэль стал первенцем в результате ошибки Сары, - которая, не надеясь на рождение собственного сына, дала Аврааму Агарь. Но с другой стороны, для Авраама был очень важен весь тот опыт, который он получил в процессе изгнания Ишмаэля. Благодаря этому Авраам понял, что избранный народ невозможно построить на базе Египта. Он должен был сам отказаться от египетского сценария, - а человек может полностью откинуть какой-либо путь, только лично его испытав и прочувствовав его неправильность. В некотором смысле, это была «ошибка, которую нельзя было не совершить». В терминологии каббалы с рождением и воспитанием Ишмаэля была связана «скорлупа», от которой Авраам должен был освободиться для рождения Ицхака.

И для Сары также было психологически необходимо пройти путь ошибки, когда она дала Аврааму Агарь – так как только таким образом она могла преодолеть свою излишнюю гвуру.

В жизни есть ошибки, которые необходимо совершить, именно на таких ошибках мы должны учиться. И хотя историческая плата за них весьма высока, обойтись без них невозможно.