TEMP:01●21●29-01●21●34

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 11:06, 20 июня 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

28.4. Сущность Беэр-Шевы (01:21:29-01:21:34)

(29) И сказал Авимелех Аврааму: «Что это здесь за семь овец, которых ты поставил отдельно?»

(30) И он сказал: «Вот, семь этих овец возьмешь ты от руки моей, чтобы это было мне свидетельством, что я выкопал этот колодец».

(31) Потому и назвал он это место Беэр-Шева, ибо там они оба поклялись. И заключили союз в Беэр-Шеве.

(32) И встал Авимелех и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю филистимлян.

(33) И насадил он тамариск в Беэр-Шеве, и призвал там имя Господа, Бога вечного.

(34) И пребывал Авраам в земле филистимлян дни многие.


Вот, семь этих овец ... Потому и назвал он это место Беэр-Шева, ибо там они оба поклялись: Слово Шева одновременно означает и «семь», и «клятва», и поэтому название Беэр-Шева можно перевести и как «колодец клятвы», и как «колодец семи».

И насадил он тамариск в Беэр-Шеве, и призвал там имя Господа, Бога вечного: Итак, соглашение между политической властью и духовным лидером заключено, и Авраам получил все возможности для распространения своих идей.

И пребывал Авраам в земле филистимлян дни многие: Т.е. не хотел никуда оттуда перемещаться. Авраам был вполне удовлетворен статусом духовного лидера, живущего в отдаленной местности, в государстве филистимлян под властью Авимелеха.

Авраам достиг личной вершины, однако ему необходимо теперь выстроить свою связь с Ицхаком. Эта связь важна не только для Авраама, но и для самого Ицхака, и поэтому строить ее можно только тогда, когда Ицхак подрастет; и все это время Авраам живет в Беэр-Шеве, «Колодце клятвы семи».

Число семь связано с семью днями Творения, и оно всегда указывает на семь мидот, т.е. на семь нижних сфирот. В данном случае эти семь сфирот рождаются из «колодца семи» – т.е. их источником, согласно схеме сфирот, является категория бина. Бина это структура жесткости и логики, но это сфира «скрытая», она располагается на Дереве Сфирот еще до Дней Творения. И поэтому Беэр-Шева расположена не на виду у всех, а на краю пустыни, и Авраам в общении с Сарой и Ицхаком проходит там некоторый скрытый от постороннего взгляда путь развития. Пока Ицхак не вырастет, этот новый потенциал еще не может проявиться явно.


Глава 29. Акедат Ицхак, «Жертвоприношение Ицхака»

29.1. Уроки «Связывания Ицхака»

История на Горе Мория называется в еврейской традиции Акедат Ицхак, «связыванием Ицхака», а в христианской (европейской) традиции – «жертвоприношением Ицхака». Христианский подход делает здесь акцент на намерении (принести Ицхака в жертву), а еврейский – на том, что произошло в реальности (Ицхак был связан, но в жертву принесен не был).

История Акедат Ицхак психологически очень тяжела для нас. Часто смысл этой истории видят в прославлении величия Авраама: Бог сказал ему принести сына в жертву – и он пошел выполнять приказ, не пожалев своего сына. Такую трактовку нельзя назвать «неправильной», но она далеко не достаточна. Она подчеркивает послушание Авраама – но, во-первых, послушание совсем не является характерным для него качеством, а во-вторых, не это главное в истории Акеды.

Другой смысл Акеды видят в уроке того, что Всевышний не хочет человеческих жертв. И это тоже, конечно, верно - но недостаточно для понимания деталей этой сложной истории.

В рамках же подхода Библейской Динамики, при котором Праотцы рассматриваются как личности, постоянно находящиеся в процессе динамического развития, сам вопрос о смысле этой истории должен быть поставлен иначе: какое развитие прошел Авраам во время этих событий и благодаря им?

При таком подходе Акеда, «связывание», рассматривается как процесс установления контакта и правильных взаимоотношений между хеседом-Авраамом и гвурой-Ицхаком.

Акеда – это последняя из историй раздела Вайера. Этот раздел начинается с того, что Аврааму объявляется о будущем рождении Ицхака, а к концу раздела (в Акеде) Авраам налаживает с Ицхаком диалог. Таким образом, раздел Вайера в целом посвящен переходу от «только Авраама» к системе «Авраам + его сын Ицхак», дающей возможность дальнейшего построения еврейского народа.

В иврите слово бен, «сын», связано с глаголом бонэ, «строить». Через сына строится будущее человека, его род, его дело – и даже он сам полноценно становится собой, лишь осознав свое соотношение с сыном. Лишь выстроив отношения с Ицхаком, гвурой, Авраам сможет завершить очищение и построение категории хесед.