TEMP:01●22●02-01●22●02

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 10:37, 27 июня 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

29.3. «Возьми сына твоего» (01:22:02)

(2) И Он сказал: «Прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака...


Прошу: Бог не приказывает, а только предлагает. Авраам решает сам, иначе это не было бы испытанием.

Сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака: Мидраш объясняет это перечисление не как монолог Бога, а как диалог между Ним и Авраамом. На предложение «возьми сына» Авраам отвечает: «У меня два сына: Ицхак и Ишмаэль». Бог уточняет: «Единственного». Авраам отвечает: «Каждый единственный у своей матери». Бог уточняет: «Которого любишь». Авраам: «Я люблю обоих». И лишь после этого Бог сообщает однозначно: «Ицхака».

Бог не высказывает свою просьбу сразу, поскольку Авраам должен был еще раз пройти по ступенькам понимания и признания того, что его единственный наследник это Ицхак.

Мы помним, что с самого рождения Ицхака идет спор между Сарой и Авраамом о том, кто является для Авраама настоящим сыном. Бог многократно указывает Аврааму, что сын – это именно Ицхак; что же до Ишмаэля – то он сын рабыни, который тоже потомство, но не «сын». Потомок наследует какие-то качества отца, может даже получить его благословение, но он не может быть продолжателем его дела.

Однако после того как Авраам, вроде бы, уже принял это соотношение между его детьми – ситуация вдруг переворачивается.


29.4. От соединения «спиной к спине» к соединению «лицом к лицу»

В процессе Акеды Авраам меняет свое отношение к Ицхаку как к наследнику: от признания под давлением Свыше - он переходит к признанию этого по собственному выбору. Для того, чтобы этот переход смог состояться - Бог должен сначала освободить Авраама от принятого под давлением решения об Ицхаке как о наследнике.

Такой духовный механизм называется в каббале термином несира, «распиливание». Классический пример распиливания – создание Хавы (Евы) из Адама. Вначале есть двуединый Адам, в котором мужская и женская категории соединялись «спиной к спине». Бог отделил от него грань («ребро») и перестроил эту грань в женщину – после чего Адам и Хава, как независимые сущности, могут уже соединяться самостоятельно, по собственному выбору, «лицом к лицу».

Пока двое «соединены спиной к спине», вынужденно, по факту родства – у них нет возможности увидеть другого как отдельную личность. Например, для родителей их ребенок неотделим от них самих, и поэтому они не могут полноценно рассматривать его как нечто отдельное. И ребенок не может раскрыться как полноценная личность в общении с родителями, сделать это возможно только в собственном браке, лицом к лицу с другим. И также Адам, чтобы соединиться с Хавой «лицом к лицу», должен был сначала с ней разорвать связь «спиной к спине» – это и называется несира, «распиливание».

Авраам, которому Ицхак навязывается как наследник, был соединен с идеей такого наследования «спиной к спине». Бог жестко указал Аврааму, что никто, кроме Ицхака, на эту роль не подходит. Авраам признал этот Божественный приказ, - но такая насильственная связь является неполноценной, а для продолжения развития народа требуется связать хесед и гвура полноценной связью. Чтобы этого достигнуть, вначале требуется огранить и ограничить хесед, чтобы он стал правильным (и в этом все предыдущее развитие Авраама), а затем соединить этот очищенный хесед с гвурой. При этом, для возникновения полноценной связи хеседа и гвуры нужно построить связь между Авраамом и Ицхаком как между независимыми личностями. Для этого сначала нужно разорвать «спущенность Сверху» идеи о том, что Ицхак наследник Авраама – чтобы Авраам смог сам, свободно, придти к этой идее. В этом и есть смысл истории Акедат Ицхак - и поэтому Бог ставит Авраама в ситуацию, когда вопрос наследования, после кажущейся определенности, вдруг снова становится непонятным и неоднозначным.