TEMP:01●02●10-01●02●14
7.6. Сад как источник, питающий мир (01:02:10-01:02:14)
И выходит река из Эдена для орошения Сада, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки.
Имя одной Пишон: она обтекает землю Хавилу, ту, где золото; (12) И золото той земли хорошее; там хрусталь и камень оникс.
А имя второй реки Гихон: она обтекает землю Куш (Эфиопию).
Имя третьей реки Хидекель (Тигр): она течет на восток от Ассирии. И четвертая река – Евфрат.
Совершенно неожиданно в историю Сотворения мира, когда Адам еще только формируется, - врывается география, упоминание о Египте (река Пишон) и о Месопотамии. Это означает, что Египетская и Вавилонская культуры укоренены в самом исходном бытии человека в Саду, - но мы отложим более подробное обсуждение этой темы до перехода к рассказу об Аврааме (ниже, гл. 19).
Здесь же мы хотим обратить внимание на то, что «выходит река из Эдена для орошения Сада», т.е. Сад питает мир, а не наоборот. Материальное благословение и благосостояние, символизируемое реками, исходит из Сада, духовной сферы, и лишь затем распространяется в нижнем мире. Духовное воплощается в материальном, и материя лишь отражает уровень духовности, материальное благополучие является следствием соответствующего духовного уровня.
Этот принцип присутствует во всем мире, но особенно явно и открыто реализуется в Стране Израиля, являясь одним из параметров святости этой земли. Отражение духовного в материальном происходит в ней наиболее прямо, по сравнению со всем остальным миром.
Однако непосредственно зависимость материального от духовного проявлялась в Саду, ибо «выходит река» именно из Эдена. И открытое проявление этой зависимости – тоже одна из категорий Сада, где человеку открыто и явно видно, что материальное есть лишь проекция духовного.
7.7. Еврейское представление о Рае (01:02:15)
И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эденском, чтобы возделывал его и охранял его.
Мы видим, что Адам в Раю отнюдь не бездельничает - он возделывает Сад и охраняет его. С другой стороны, после изгнания из Сада сказано: «Будешь работать в поте лица своего» (3:19) - т.е. работа в Саду была не в поте лица, эта работа была интеллектуальной, а не трудно-физической.
Мидраш объясняет, что в Саду работа на материальном и духовном уровнях представляла собой единое целое, и в этом отличие Сада от мира нынешнего, где материальное и духовное разделены. Сад - это место познания, и когда Адам познает мир, материя немедленно реализовывала то, что человек постиг. Сад - это место явного проявления Божественного присутствия, и зависимость материального от духовного проявляется там явно. А после изгнания из Рая усилий разума стало недостаточно, и, в добавление к познанию, человек должен теперь еще и проделывать физическую работу «в поте лица».
Христианское европейское представление обычно рисует Рай как место покоя. Еврейское же представление о Рае совсем иное: человек там занят интеллектуальной работой. И действительно: неужели идеалом (т.е. Раем) является для нас только получение, покой и бездействие? Так ведь можно и помереть со скуки! Воистину, Рай должен быть местом, где можно работать и творить («возделывать Сад»), но при этом физически тяжело работать не обязательно: достаточно почувствовать, придумать, понять и изобрести, а уж материальное воплощение сразу реализуется само.
(А так же, как мы отметили выше, еврейская традиция относит интимные отношения Адама и его жены и рождение детей ко времени их пребывания в Раю).
Иными словами, «скажи мне каков твой рай, и я скажу тебе кто ты». Это относится не только к людям, но и к народам, культурам и цивилизациям.