TEMP:04●21●21-04●21●30

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 18:53, 7 февраля 2017; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

19.2. Война с Сихоном, царем Аморреев (4:21:21—21:30)

(21) И послал Израиль послов к Сихону, царю Аморреев, сказать:

(22) Пройти бы мне через землю твою; не сверну в поля и виноградники, не будем пить воду из колодцев; дорогой царской пойдем, пока не перейдем границу твою.

(23) Но Сихон не позволил Израилю пройти через пределы его; и собрал Сихон весь народ свой, и выступил в пустыню против Израиля, и пришел в Яhац, и сразился с Израилем.

(24) И поразил его Израиль мечом, и завладел землей его от Арнона до Ябока, до Аммонитян, потому что крепка была граница сынов Аммона.

(25) И взял Израиль все города эти, и поселился Израиль во всех городах Аморреев, в Хешбоне и во всех пригородах его.

(26) Ибо Хешбон — город Сихона, царя Аморреев; и он воевал с прежним царем Моава, и отнял всю землю его из руки его, до Арнона.

(27) Об этом говорят сказители притч: «войдите в Хешбон, обустроится он и утвердится как город Сихона.

(28) Ибо огонь вышел из Хешбона, пламень из города Сихона, пожрал он Ар-Моав, хозяев высот Арнона.

(29) Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Кемоша! сделавший сынов своих беглецами, а дочерей своих пленницами Сихона, царя Аморреев.

(30) И мы поразили их стрелами; погиб Хешбон до Дивона, и мы опустошили их до Нофаха, который близ Мейдвы».

(21) И послал Израиль послов к Сихону, царю Аморреев, сказать Царство Сихона занимало полосу вдоль Иордана, и обойти его было невозможно.

(22) Пройти бы мне через землю твою; не сверну в поля и виноградники, не будем пить воду из колодцев; дорогой царской пойдем, пока не перейдем границу твою Просьба аналогична той, с которой сыны Израиля обращались к Эдому (и Моаву), то есть вначале они миролюбиво настроены по отношению к Сихону.

(23) Но Сихон не позволил Израилю пройти через пределы его Поскольку ранее Израиль в аналогичных случаях отступал, то Сихон решил, что это слабый народ, с которым можно не церемониться.

(23) И собрал Сихон весь народ свой, и выступил в пустыню против Израиля Сихон сразу выходит воевать, не начиная со словесного отказа как Эдом.

(23) И пришел в Яhац, и сразился с Израилем Город Яhац находился на восточной границе земель Сихона.

(24) И поразил его Израиль мечом, и завладел землей его Это была первая настоящая победа на пути завоевания Страны. Евреи получили базу и обеспечили безопасность своего тыла, что позволило им готовиться к переходу через Иордан. И что еще более существенно, они обрели уверенность в своих силах и увидели явное проявление помощи Всевышнего.

(24) От Арнона до Ябока, до Аммонитян, потому что крепка была граница сынов Аммона Это описание земель Сихона, расположенных полосой вдоль Иордана. По Арнону проходила южная граница царства Сихона (с Моавом), а по Ябоку — северная (с Башаном и царством Ога). Аммонитяне жили к востоку от его царства (столицей Аммонитян был Рабат-бней-Аммон, сегодняшний Амман, столица Иордании). Сихон завоевал земли Моава, но не смог проникнуть на территорию Аммонитян, т.к. их граница была неприступна.

Слова «крепка была граница сынов Аммона» можно понимать также как ограничение для Израиля — Всевышний запретил захватывать земли Аммонитян (как и Эдома и Моава, см. Втор. 2:9), поскольку они принадлежали потомкам Лота.

(25) И поселился Израиль во всех городах Аморреев, в Хешбоне и во всех пригородах его Хешбон располагался к востоку от Иордана, напротив Иерихона.

(26) Ибо Хешбон — город Сихона, царя Аморреев; и он воевал с прежним царем Моава, и отнял всю землю его из руки его, до Арнона То есть Сихон до этого захватил земли Моавитян. С самим Моавом Израиль не имел права воевать, но поскольку Моав уже уступил свою землю Сихону — Израиль получил право ее захватить.

(27) Об этом говорят сказители притч Нижеследующий текст «сказителей притч» отражает настроение Сихона, радующегося победе над Моавом. Поэтому мидраш полагает, что «сказители» — это Билъам (о котором далее, в 23:7, говорится именно как о сказителе притч) и Беор, его отец. Согласно этому мидрашу, участие Билъама и Беора в войне Сихона с Моавом состояло в колдовстве: Сихон не мог овладеть укрепленным городом Хешбоном и поэтому нанял «сказителей», чтобы они прокляли Хешбон. И именно поэтому Балак далее говорит Билъаму: «Ибо я знаю: кого ты благословишь, благословен, а кого проклянешь, проклят» (22:6). Таким образом, подробное изложение этих «притч» дано в Торе для того, чтобы ввести нас в курс политической ситуации на тот момент.

(29) Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Кемоша! сделавший сынов своих беглецами, а дочерей своих пленницами «Кемош» — национальное божество Моавитян. Окружающие толкуют успех или неудачу народа как успех или неудачу той религиозной идеи, которую этот народ несет.

(30) И мы поразили их стрелами; погиб Хешбон до Дивона, и мы опустошили их до Нофаха, который близ Мейдвы Этот стих говорит уже о поражении Сихона — то есть он добавлен Израилем. Таким образом, прежняя картина мира не разрушается, но еврейский взгляд надстраивается над ней. Это является примером общей установки на то, чтобы еврейский подход к миру не игнорирует иные культурные пласты, но переосмысливает их и инкорпорирует в себя<ref>Применение этого принципа на примере тефиллин см. «Библейская динамика» на Исход, 4:4 и 13:9, www.ejwiki-books.com/pvd_5_moisei.html</ref>.