TEMP:01●23●01-01●23●02
31.2. Хеврон как национально-государственный центр (01:23:01-01:23:02)
(1) И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары.
(2) И умерла Сара в Кирьят-Арба, он же Хеврон, в земле Ханаанской.
Годы жизни Сары. И умерла Сара: смерть Сары является частью ее жизни – в том смысле, что даже своей смертью она смогла продвинуть развитие еврейского народа, сместить центр жизни семьи из Беэр-Шевы в Хеврон.
И умерла Сара в Кирьят-Арба, он же Хеврон, в земле Ханаанской: Последнее место, о котором нам сообщается, что там живет Авраам, это Беэр-Шева, Сара же перемещается в Хеврон. Мы обсуждали выше, что Хеврон – это центр Иудеи и категория малхут, «царство». Бог предоставил Аврааму в период его жизни в Хевроне потенциальную возможность для создания государственности, но Авраам не был готов к этому. Он не взял на себя руководство над Содомом и его перевоспитание. Поэтому после разрушения Содома Авраам уходит из Хеврона и поселяется в государстве филистимлян, чтобы в Беэр-Шеве, далекой от столицы и от политики, оставаться лидером чисто духовным. Но Сара понимает, что такой подход неправилен, и вновь сдвигает Авраама в сторону Хеврона, - места национально-государственной, а не только духовной самоидентификации.
Если бы центром формирования еврейского народа стала Беэр-Шева, это означало бы, что мы являемся представителями духовности в государстве филистимлян, а тогда духовность – это одно, а материальное и государственная власть – совсем другое, и эти понятия разделены. Филистимлян такой подход вполне устраивал, они были согласны принимать Авраама как выдающегося религиозного лидера, и даже сам Авимелех, царь Герара, приходит к нему, заключает союз и просит о духовном покровительстве.
Однако еврейский подход выступает против принципа разделения духовного от государственного, ибо утверждает, что все в мире едино и что национально-государственный диалог с Богом не менее важен, чем диалог индивидуальный. Авраам не мог дойти до этого уровня, а в будущем достигнуто это только на уровне детей Яакова, которые будут уже Исраэль, а не только иврим. Авраам же находится пока еще только на уровне индивидуального, а не общенационального диалога с Богом, и поэтому вполне удовлетворен статусом духовного лидера внутри филистимского государства.
Но Сара не может оставить ситуацию в таком виде, поэтому перед смертью она переезжает в Хеврон. Хеврон находится не в государстве филистимлян, а в Земле Ханаанской, где нет единого государства (каждый город является самостоятельным государством), - поэтому, живя в Хевроне, нельзя избежать политической и государственной ответственности, национально-государственное и духовное измерения жизни там объединены.