TEMP:01●31●04-01●31●16
41.2. Яаков советуется с Рахелью и Леей (01:31:04-01:31:16)
И послал Яаков, и призвал Рахель и Лею в поле, к овцам своим.
И сказал им: «Я вижу по лицу отца вашего, что он ко мне не таков, как вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною.
Вы же знаете, что я всею силою своею служил отцу вашему.
А отец ваш глумился надо мною и переменял мою плату десять раз. Но Бог не дал ему сделать мне зло.
Если он так говорил: «Крапчатые будут тебе наградою», – то весь скот родил с крапинами. А если он говорил так: «Пестрые будут тебе в награду», – то скот весь и родил пестрых.
И отнял Бог скот у отца вашего, и дал мне.
Однажды, во время разгорячения скота, я взглянул и увидел во сне, и вот, козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и пятнами.
И сказал мне ангел Божий во сне: Яаков! И я сказал: Вот я.
Он сказал: Возведи очи свои и посмотри: все козлы, поднимающиеся на скот, пестрые, с крапинами и пятнами, ибо я вижу все, что Лаван делает с тобою.
Я Бог, которому в Бейт-Эле помазал ты памятник и дал Мне там обет; теперь встань, выйди из этой земли и возвратись в родную землю твою».
И отвечали Рахель и Лея, и сказали ему: «Есть ли нам еще доля и наследство в доме отца нашего?
Ведь чужими считаемся мы у него, ибо он продал нас и съел даже деньги наши.
Ибо все богатство, которое отнял Бог у отца нашего, это наше и детей наших. Теперь же все, что сказал тебе Бог, делай».
Призвал Рахель и Лею в поле: Когда Яаков вызывает своих жен на разговор вне дома (мидраш добавляет: «у стен есть уши»), он ставит Рахель впереди Леи. Лея согласна с этим (31:14).
Наше и детей наших: Рахель и Лея говорят «детей наших», подчеркивая единство – явный показатель гармонизации отношений в семье.
Вы же знаете, что я всею силою своею служил отцу вашему: Яаков подробно объясняет своим женам ситуацию, а не просто приказывает им. Ему необходима их поддержка, он стремится к взаимопониманию в семье, и это еще раз подчеркивает важную роль жен в семьях Праотцев.
Возвратись в родную землю твою: Уходя от Лавана, Яаков возвращается домой, а вот Рахель и Лея уходят из своего дома и из своей страны. Неочевидно, что выходя замуж за Яакова, они осознавали, что в некоторый момент им надо будет переселяться в Ханаан, с которым у них в то время не было никакой связи. Поэтому Яаков в своей речи подчеркивает три момента:
недостойное поведение Лавана, и опасность, исходящую от него;
Божественное вмешательство: защиту от Лавана, приказ уходить и полученное от Бога сообщение о том, что его работа в Падан-Араме уже завершена (все «пятнистые, крапчатые и пестрые» уже рождены);
Божественная поддержка связана с Заветом, который был заключен в Бейт-Эле, а этот завет включал в себя возвращение.
Это пространное объяснение было важно для того, чтобы в духовно-культурном плане оторвать Рахель и Лею от Падан-Арама и подготовить к связи со Страной Израиля. Однако Яаков достигает своей цели лишь частично: Рахель и Лея признают, что поведение Лавана недостойно в материальном плане, но из их ответа видно, что разрыва с Падан-Арамом и связи со Страной Израиля у них еще не возникает. Из-за этого Рахель крадет у Лавана терафим, что приводит к трагедии.