TEMP:04●21●08-04●21●09

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

18.2. Змей на шесте (4:21:08—21:09)

(8) И Господь сказал Моше: сделай себе змея и возложи его на шест; и всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив.

(9) И сделал Моше медного змея, и возложил его на шест, и было: если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив.

(8) Если взглянет на него, то останется жив Талмуд говорит: «Разве медный змей может умертвить или вылечить? Но когда сыны Израиля устремляли взор ввысь и подчиняли сердца своему Отцу небесному, то они исцелялись; а если не смотрели на Небо — то умирали».

Поскольку змеи появились в ходе активизации естественного начала в народе, то необходимо было переориентировать это естественное начало, «обратив его к Небу».

Отметим, что змеи при этом не исчезают, но создается противоядие от них. В соответствии с мидрашем, в котором смысл змея на шесте заключается в обращении взгляда на Небо, нужно не «отодвигать природное в сторону», а научиться понимать его. Сила змея (природное) не уничтожается, а перенаправляется.

(8) Сделай себе змея и возложи его на шест Ранее (в комментарии к Исход 4:3) мы уже обсуждали противопоставление игуль, «круглого», как «природности» и кав, «прямого», как «направленной Божественности», а также аспект Змея как «круглого», природного начала. В данном случае, к этому добавляется символика шеста, как «прямого». Таким образом, символика «змея, обвитого вдоль шеста», то есть «круглого расположенного вдоль прямого» — это восприятие «природного, как реализация Божественного, заложенного внутри него» <ref> Аналогично этому, херувимы с вращающимся мечом защищают вход в райский Сад (Быт. 3:24), и это ситуация, когда визуальное ощущение круглого, вращающегося обманчиво – на самом деле внутри себя оно является «прямым» (см. «Библейская динамика», www.ejwiki-books.com/2istorii.html)</ref>.

Евреи говорят: «Мы больше не хотим чудесного, Божественного. Нам нужна природность и естественность». Всевышний же отвечает: «Если вы начинаете абсолютизировать естественность, то она кусается. Чтобы жить в природности Страны Израиля, вам следует понять, что вообще природность (змей) только внешне самостоятельна, в действительности же она изнутри направляется Божественностью (шест). Поэтому нужно воспринимать природность, как форму проявления Божественности. И тот, кто смотрит на змея на шесте, начинает правильно видеть мир и излечивается».

(9) И сделал Моше медного змея Бог не указал материал для изготовления змея, но само слово «змей», нахаш, связано с медью, нехошет. Выше <ref> При обсуждении медного умывальника в Храме, Исход, 30:18</ref> мы уже говорили о том, что в вопросах святости медь соответствует «перенаправлению естественных страстей».

Медный змей был впоследствии помещен в Храме. Книга Царей (II, 18:4) сообщает, что в последующие века народ стал поклоняться этому змею, и поэтому царь Хизкияhу, с одобрения мудрецов, уничтожил его. Это пример того, что когда нечто исходно правильное (медный змей в эпоху Моисея) начинает абсолютизироваться, и люди забывают, что оно было всего лишь инструментом, и превращают его в идола, то такое «само по себе правильное» орудие должно быть разрушено для восстановления связи человека с Небом. В подобном аспекте еврейская традиция понимает и причины разрушения самого Храма.