TEMP:01●19●02-01●19●03

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

25.2. Совесть и законодательство (01:19:02-01:19:03)

(2) И сказал: «Вот, Господа мои! Сверните в дом раба вашего и ночуйте; и омойте ноги ваши, и встанете рано поутру, и пойдете в путь. Но они сказали: «Нет, только на улице переночуем».

(3) Он же сильно упрашивал их, и они завернули к нему, и пришли в дом его. Он сделал им пир и испек опресноки, и они ели.


Сверните в дом раба вашего и ночуйте… Он же сильно упрашивал их: Лот, в нарушение законов Содома, упрашивает путников не оставаться ночевать на улице. При этом мидраш отмечает, что выражение сверните в дом раба вашего означает скорее не «зайдите», а «пройдите окольными путями». Лот как бы говорит гостям: «Я объясню вам, где находится мой дом, а вы уж как-нибудь, переулками, доберитесь ко мне».

Когда Лот видит, что людям некуда деваться, то зовет их к себе в гости – все-таки гостеприимство было одним из центральных религиозных принципов семьи Авраама. Будучи содомским судьей, Лот проверяется на готовность поставить мораль выше государственного закона. Его моральный выбор становится его важным духовным достижением, хотя Лот и делает это с предосторожностями. Мы упоминали выше, что Лот содержит в себе категорию малхут, «царство», - а для этой категории очень важно все, что относится к функционированию государства, и в частности, строгое соблюдение законодательства. Мы также отмечали, что испытания праотцев связаны с «ограничением и огранкой» присущей им категории. Авраам это хесед, и испытания учат его, что не всегда нужно проявлять хесед; Ицхак это гвура, и его испытания состоят в ограничении гвуры. А Лот как представитель категории малхут, включающей в себя обязательность, порядок и выполнение законов государства, должен осознать, что эти законы не должны выполняться любой ценой, и что принципы морали должны быть выше законов государства.


25.3. Лот – праведник на уровне Содома

Лот, во многом повторяя поступки Авраама, осуществляет их на более низком уровне. Авраам бежит навстречу гостям, а Лот лишь встает и кланяется. Авраам дал гостям «тельца, и масла, и молока», а Лот всего лишь «испек для них опресноки». Лоту пришлось уговаривать путников войти к нему в дом, а Аврааму, излучающему гостеприимство, упрашивать путников не пришлось. Конечно, у Авраама есть полная свобода принимать путников, а Лоту за это грозят неприятности – но ведь он сам выбрал себе такие условия жизни, поселившись в Содоме.

Лот – праведник на уровне Содома. Он не хочет жить рядом с Авраамом, поскольку это предъявляет ему слишком высокие требования, которым он не может соответствовать. В Содоме ему комфортней.

У Лота есть моральные принципы, но он не тверд в них, он «бесхребетный» праведник. Желая, чтобы было хорошо, он не в состоянии приложить достаточные усилия для того чтобы достигнуть этого. Попав в мир Содома, Лот подпадает под его влияние – и это, в частности, проявляется в его предложении выдать жителям своих дочерей.

Положение Лота двойственно. С одной стороны, он лично хочет добра, но, с другой стороны, он является проводником зла: поскольку он становится судьей в Содоме, то содомские законы реализуются именно через него.

Лот как бы представитель «полу-еврейства», прообраз судьбы множества евреев, отошедших от еврейского народа и решивших интегрироваться в окружающее нееврейское пространство. Он талантлив, и попав в Содом занимает в нем высокое положение. Но, в конце концов, его еврейский характер приводит к конфликту с Содомом и к разрушению первоначальных надежд.