TEMP:01●29●13-01●29●20

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

38.8. Договор Яакова с Лаваном о женитьбе на Рахели (01:29:13-01:29:20)

И было, когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану обо всех тех происшествиях.

И сказал ему Лаван: «Подлинно ты кость моя и плоть моя». И жил он с ним месяц времени.

И сказал Лаван Яакову: «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром? Скажи мне, что заплатить тебе?»

А у Лавана две дочери; имя старшей Лея, имя младшей Рахель.

И у Леи глаза слабые, а Рахель была красива станом и красива видом.

И полюбил Яаков Рахель, и сказал: «Я буду служить тебе семь лет за Рахель, дочь твою младшую».

И сказал Лаван: «Лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за человека другого; живи у меня».

И служил Яаков за Рахель семь лет; и они были в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней.

Подлинно ты кость моя и плоть моя: Тут явная аллюзия на историю Адама и Евы (2:23), и они указывают не только на родство с Яаковом, но и на согласие выдать за него свою дочь.

И жил он с ним месяц времени: Однако сначала Лаван испытывает Яакова: проверяя серьезность его намерений, оставляет его в своем доме на месяц.

Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром: Из этого мы понимаем, что Яаков этот месяц не только жил у Лавана, но и работал на него, причем бесплатно. А вопросом «что тебе заплатить?» Лаван выясняет уровень притязаний Яакова, его оценку ситуации.

А у Лавана две дочери: Мидраш добавляет, что Лея и Рахель были близнецами, подобно Эсаву и Яакову, только на 10 лет младше них.

И у Леи глаза слабые, а Рахель была красива станом и красива видом: Вначале нам не совсем понятно, в чем противопоставление красоты и слабых глаз; смысл этой разницы проявляется полностью даже не столько в истории Рахели и Леи, сколько в динамике отношений их детей, Йосефа и Йеhуды. Но в целом слабые глаза Леи это вечность, не обращающая внимания на текущие мелочи, а красота Рахели это бренность, реализующая себя в полноте существования в этом мире. Ниже мы более подробно рассмотрим весь комплекс их взаимоотношений.

И полюбил Яаков Рахель: Яаков полюбил Рахель, поскольку она соответствовала ему как Яакову, его уровню развития в тот момент; однако именно от Леи позже рождаются главные духовные силы народа Израиля: левиты (священство, Храм) и династия Давида (царство, Машиах). Кроме того, Лея похоронена с Яаковом в пещере Махпела, главной национальной гробнице, а Рахель около дороги в Бейт-Лехем. Таким образом, Лея – это жена Яакова «в вечности», когда он Израиль, а Рахель – его жена «во временности», когда он Яаков.

И полюбил Яаков: Интересно наблюдать, как по-разному Тора представляет нам отношение Праотцев к выбору жены. Совсем ничего не сообщается о том, как Авраам женился на Саре. Про Ицхака мы знаем, что жену ему выбирает слуга Авраама, а сам Ицхак не самостоятелен в этом. И лишь на уровне Яакова мы видим не только самостоятельный выбор, но и борьбу за ту жену, которую он считает подходящей для себя.

Я буду служить тебе семь лет за Рахель: Яаков сам предлагает Лавану отработать у него семь лет за Рахель, и не просит позволения сразу на ней жениться. И это, видимо, было ошибкой с его стороны. Яаков слишком ощущает свою бедность – и в результате ему приходится расплачиваться за свою заниженную самооценку и недостаточный уровень притязаний. Ему было бы правильнее сказать Лавану лишь о своем желании жениться на Рахели, не предлагая оплаты, и выслушать предложение будущего тестя, - возможно, Лаван запросил бы меньшую цену или сам предложил бы Яакову сначала жениться, а потом работать на него. Но теперь Лаван принимает выгодное предложение Яакова: дочь сосватана без приданного, и он получил бесплатного работника, сильно мотивированного обещанием будущей награды.

И служил Яаков за Рахель семь лет; и они были в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней: И действительно, эти семь лет пролетают для Яакова незаметно, потому что он полон любви и романтики. Однако следующие семь лет, которые он внезапно оказывается должным отработать за вторую жену, уже не так романтичны. Да и Рахель, наверное, тоже не была в восторге от своего многолетнего ожидания.

Сравнивая это с историей о сватовстве Ривки, когда Элиэзер вообще отказался ждать, а забрал девушку сразу – мы видим, что у Яакова уровень притязаний существенно занижен. Впрочем, в дальнейшем, в ходе всей истории отношений с Лаваном, Яаков учится поступать более жестко и прямо, т.е. постепенно становится Израилем.