TEMP:01●29●35-01●29●35

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

Глава 39. Рождение детей Рахели и Леи

39.1. Рождение первых детей Леи (01:29:35)

(31) Но увидал Господь, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахель была бездетна.

(32) И Лея зачала, и родила сына, и нарекла ему имя Реувен, потому что сказала: «Так как Господь увидел мое горе, то теперь будет любить меня муж мой».

(33) И зачала опять, и родила сына, и сказала: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и этого». И нарекла ему имя Шимон.

(34) И зачала еще, и родила сына, и сказала: «Теперь-то муж мой прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сыновей». От этого наречено ему имя Леви.

(35) И зачала еще, и родила сына, и сказала: «Сей раз я восхвалю Господа». Поэтому нарекла ему имя Йеhуда. И перестала рожать.

Но увидал Господь, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахель была бездетна: Фактически, Тора возлагает на Яакова ответственность за бездетность Рахели. Яаков должен был понять, что раз уж случилось так, что Лея дана ему в жены, то это не случайно. Он должен был постараться полюбить ее больше, но он не сделал этого. И Бог, уравновешивая ситуацию, вмешался в ход развития событий: Лея рожала детей, а Рахель была бездетной.

Когда мы уклоняемся от вызова, который предъявляет к нам жизнь, мы тем самым не только оставляем Богу cкомпенсировать наши недоработки, но и рискуем дорого заплатить за это.

Реувен – Так как Господь увидел мое горе ... Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и этого – Шимон ... Теперь-то муж мой прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сыновей – Леви: Имена первых трех детей Леи отражают ее страстное желание с помощью детей заполучить любовь Яакова.

Сей раз я восхвалю Господа – Йеhуда: Лишь родив четвертого сына, она начинает ощущать себя самостоятельным полноценным человеком, и поэтому дает ему имя в рамках своих личных отношений с Богом, без прямой связи с Яаковом.

Имена сыновей говорят о постепенном взрослении Леи. Имя ее первенца, Реувена (от реу, «видеть») рассказывает о непростой истории ее замужества: она надеется, что Бог видит бедственность ее положения, когда она была вынуждена выйти замуж путем обмана, и поэтому она надеется на смягчение отношения Яакова к ней.

Переживания Леи являются, в некотором смысле, отражением переживаний Яакова из-за обманом полученного отцовского благословения. Однако поразительно, что сам Яаков, судя по всему, не видит этой глубокой параллельности их судеб. Мы уже отмечали, что именно Лея является его женой «в вечности», его гадлут, величие – в начале Яаков, который еще не стал Израилем, не ощущает этого.

Имя второго сына, «Шимон» – образовано уже не от «Бог видит», а от шма, «Бог слышит». Яаков, несмотря на рождение первенца, продолжает относиться к Лее без достаточной любви, и теперь имя сына является укором Яакову (а не Лавану, как в первом случае). Слышание – это взвешивание, детальная оценка (в противоположность видению – общему взгляду на ситуацию). Лея, продолжая любить Яакова, постепенно учится смотреть на него более критически.

Имя третьего сына, Леви, образовано от корня лове, «сопровождать»: муж прильнет ко мне. Разочаровавшись в возможности повлиять на Яакова на глубинном уровне, Лея теперь надеется на его «механическую» привязку к ней через детей.

И только когда все это не удается, Лея освобождается от своих комплексов по отношению к Яакову и Рахели, обращается к своему личному диалогу с Богом, и об этом говорит имя ее четвертого сына, Йеhуды – от корня hодаа, «хвала», «благодарность».