TEMP:01●30●01-01●30●02
39.2. Зависть Рахели и гнев Яакова (01:30:01-01:30:02)
(1) И увидела Рахель, что она не родила Яакову, и позавидовала Рахель сестре своей, и сказала Яакову: «Дай мне детей; а если нет, я умираю».
(2) И возгорелся гнев Яакова на Рахель, и он сказал: «Разве я на месте Бога, лишившего тебя плода чрева?»
И позавидовала Рахель сестре своей, и сказала Яакову: «Дай мне детей; а если нет, я умираю»: Чувство Рахели, для которой отсутствие детей равносильно смерти, очень понятно; но при этом «умирает» она, прежде всего, не от того, что у нее нет детей, а от ревности, от того, что у сестры дети есть, а у нее нет.
Разумеется, такое отношение к жизненным проблемам совершенно неправильно. Однако не следует слишком осуждать Рахель за эти слова: в жизни нередко бывает, что неверные мотивы подталкивают нас к правильным вопросам. Ревность приводит Рахель к осознанию кризиса и жалобам, не так уж необоснованным. Потому что проблема здесь, конечно, не в ней – проблема в Яакове.
И возгорелся гнев Яакова на Рахель: Лея любит Яакова, Яаков любит Рахель, а Рахель завидует Лее. Формально в такой ситуации Яаков имеет все причины выражать Рахели недовольство: она требует от него того, что можно просить только у Бога. Однако по сути дела, именно Яаков здесь неправ в своей недостаточной любви к Лее, и он чувствует это. Подспудное чувство собственной вины, попытка защитить себя от этого чувства - выливается у Яакова в гнев.