TEMP:04●15●32-04●15●36
11.6. Собиравший дрова в субботу (04:15:32-15:36)
(32) И были сыны Израиля в пустыне, и нашли человека, собиравшего дрова в день субботний.
(33) И те, кто нашли его собирающим дрова, привели его к Моше и к Аарону и ко всей общине.
(34) И оставили его под стражей, потому что не было определено, как с ним поступить.
(35) И Господь сказал Моше: смерти да предан будет человек этот, пусть вся община забросает его камнями за пределами стана.
(36) И вывела его вся община за стан, как Господь повелел Моше, и забросала его камнями, и умер он.
И были сыны Израиля в пустыне: Общая схема этих отрывков такова: (1) обещание, что народ придет в Страну, (2) возможность исправления грехов, (3) заповеди продолжают быть обязательными также и в Пустыне. Все это вместе и составляет утешение после оглашения приговора тому поколению.
И нашли человека: Традиция говорит что это был Целафхад, сын Менаше сына Йосефа. История с земельным наделом дочерей Целафхада описывается далее в Книге Чисел (27:1).
Собиравшего дрова в день субботний: Запрет «выходить со своего места в день Субботний» и собирать что-то в поле был дан в связи с манной в Исх 16:29. Хотя Тора устанавливает, что за нарушение Субботы положена смертная казнь, - во всей истории еврейского народа был только единственный случай, описанный здесь, когда такое наказание действительно было осуществлено.
И те, кто нашли его собирающим дрова: Эта фраза является избыточной, и толкуется так, что они предостерегали его от нарушения Субботы и предупредили о наказании, но он не прекратил собирание дров.
Такое поведение Целафхада совершенно нелогично: жизнь евреев в Пустыне явно протекала под прямым Божественным наблюдением, обеспечивавшим народ всем необходимым, проблемы обогрева не было (или, по крайней мере, нам об этом ничего не известно), нарушение Субботы - причем явно «злоумышленно демонстративное», как это описано выше - не вызывалось никакими практическими потребностями.
И оставили его под стражей, потому что не было определено, как с ним поступить: Окружающие не понимают, почему Целафхад так себя ведет, они в растерянности.
И Господь сказал Моше: смерти да предан будет человек этот, ... и забросала его камнями, и умер он: Тора так и не разъясняет нам, почему этот человек так странно поступил.
Мидраш считает, что это было «самопожертвование ради Торы», специальное нарушение заповедей ради восстановления связи народа со Всевышним. А именно, Целафхад хотел продемонстрировать всем остальным евреям, что Тора продолжает оставаться обязательной - и этим оградить их от отдаления от нее.
Мы уже отметили выше, что когда было решено, что это поколение не войдет в Страну Израиля - возникает существенный вопрос о том, должно ли оно соблюдать заповеди Торы. Ведь по-настоящему Тора может быть реализована только в Стране Израиля - и во многих заповедях подчеркивается, что они даны именно для реализации в Стране. А если так, то может быть нет настоящей обязанности соблюдать заповеди - например, Субботу?
Целафхад хотел на собственном примере, путем самопожертвования, продемонстрировать народу, что заповеди не потеряли своей обязательности. Эта история оказала важное влияние на то поколение - но поскольку само «нарушение заповеди с религиозно позитивной целью» это вещь очень проблемная, Тора не рассказывает детали этой истории открыто.
Такое прочтение рассказа о казни собирающего дрова, как еще одной опоры для народа, отправившегося в скитание по Пустыне - дает понимание этого эпизода в рамках общей концепции данного раздела Торы.