TEMP:04●21●10-04●21●20
19.1. Переходы на пути к Стране Израиля (4:21:10—21:20)
(10) И двинулись сыны Израиля и остановились в Овоте.
(11) И двинулись из Овота, и остановились в Ией-hа-Аварим, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца.
(12) Оттуда двинулись и остановились в долине Зеред.
(13) Отправились оттуда и остановились в пустыне по ту сторону Арнона, который выходит из пределов Аморрея; ибо Арнон — граница Моава, между Моавом и Аморреем.
(14) Потому и сказано в Книге войн Господних: «Ваhэв в Суфа, и потоки Арнона,
(15) И течение потоков, что спускается до Ара и прилегает к границе Моава».
(16) А оттуда двинулись к колодцу. Это тот колодец, о котором Господь сказал Моше: собери народ, и Я им дам воды.
(17) Тогда воспел Израиль песнь эту: «Наполняйся, колодец, пойте ему;
(18) Колодец, который князья выкопали, вырыли его вожди народа жезлом, посохами своими!»
(19) И из пустыни двинулись в Матана. А из Матана — в Нахалиэль, а из Нахалиэля в Бамот.
(20) А из Бамот в Гай, который в земле Моава, на вершине Писга, что виднеется над пустыней.
(11) И остановились в пустыне, что против Моава, к восходу солнца Отношения с Моавом — следующая, после отношений с Эдомом, проблема Израиля.
(13) Отправились оттуда и остановились в пустыне по ту сторону Арнона, который выходит из пределов Аморрея; ибо Арнон — граница Моава, между Моавом и Аморреем Здесь описан обход вокруг земли Моавитян, вдоль ее восточной стороны, до перехода на северный берег реки Арнон. Эта река впадает в Мертвое море, на юге от нее — земли Моава, на севере — земли Сихона, царя Аморреев.
(13) По ту сторону Арнона, ибо Арнон — граница Моава Сыны Израиля не перешли рубеж Моава. Тора не объясняет здесь причины, по которым евреи обходили страну Моавитян, но книги Второзаконие (2:29) и Судей (11:17) уточняют, что Моавитяне, так же, как и Эдом, не позволили Израилю пройти по их земле.
(14) Потому и сказано в Книге войн Господних «Книга войн Господних» не упоминается больше нигде в Танахе, и не понятно, что она собой представляла. Видимо, в ней были воспеты чудеса, с помощью которых Всевышний принес нам спасение от врагов.
(14) «Ваhэв в Суфа, и потоки Арнона, и течение потоков, что спускается до Ара и прилегает к границе Моава» Этот текст из «Книги войн Господних» совершенно непонятен. Мидраш рассматривает Ваhев как производное от яhав, «дары, чудеса», а Суфа как эквивалент Ям Суф, Тростниковое Море, и объясняет смысл этих слов так: Так же, как великое чудо сотворил Всевышний на Тростниковом море, так совершил Он чудо и при потоке Арнона, а именно: там «потоком» пролилась кровь Аморреев, которые хотели уничтожить проходивший еврейский народ. Это случилось, когда скала из ущелья, по которому протекает Арнон, «прилегла к границе Моава», т.е прижалась к скале противоположного берега, и раздавила Аморреев, сидевших в расщелинах скалы и подкарауливавших приближающихся евреев.
(16) Это тот колодец, о котором Господь сказал Моше: собери народ, и Я им дам воды. (17) Тогда воспел Израиль песнь эту «Наполняйся, колодец, пойте ему; (18) Колодец, который князья выкопали, вырыли его вожди народа жезлом, посохами своими» Тора не рассказывает нам подробно историю об этом колодце, но сообщает, что (1) воду дал Всевышний; (2) колодец надо было копать, то есть для получения воды нужны были не жалобы, а собственный труд; (3) народ благодарит князей за их деятельность, поскольку организовать работу по выкапыванию колодца могут только главы колен; (4) Мидраш, отмечая слова «Наполняйся, колодец, пойте ему», добавляет, что хотя колодец и рыли, вода в нем поднялась только в процессе песни — то есть тут нужна была не только физическая, но и духовная работа.
(18) Вырыли его вожди народа жезлом, посохами своими Вряд ли имеется в виду что колодец копали сами вожди — скорее, посохи и жезлы упомянуты как символы власти, то есть колодец был выкопан под управлением вождей.
Таким образом, продолжается переход от чудесного к естественному, к самостоятельному копанию колодца — но этот процесс соединяется с пониманием, что и такая вода дана от Всевышнего.
Здесь также проявляется совершенно иное, чем раньше, отношение к национальным лидерам: уважение, благодарность за их работу и понимание ее важности. Такая песнь народа является показателем его продвижения к созданию нормального общества.
(17) Тогда воспел Израиль песнь эту Это перекликается с песней при рассечении вод Красного моря (Исх. 15:1), то есть – есть песнь в начале пути по Пустыне, и есть песнь в конце пути. Сравнивая их, мы видим, что при пении в начале пути «воспел Моисей», а народ только присоединился к нему — а теперь Израиль воспел самостоятельно, без указаний Моисея. Поколение вышедших из Египта ожидало указаний, но новое поколение уже действует само. Самостоятельная песнь является важным достижением, потому что это качество свободного человека.
Мидраш видит в этом изменении также разницу в характере Откровения. При переходе через море главным было, чтобы народ поверил в Моисея (Исх. 14:31). Этот вид Откровения идет Свыше, через Моисея, почти не задевая сам народ. Но в дальнейшем пророчество будет передаваться при участии самого народа. Поэтому колодец, который народ выкапывает сам — это иной тип Откровения, в котором действует уже народ, а не Моисей.
(20) Который в земле Моава, на вершине Писга Писга — это горный хребет, возвышающийся над плато Моава. Его высшей точкой является гора Нево, на которой умер Моисей (Втор. 34:1) — то есть здесь намек на близкое завершение пути Моисея.
В процессе обхода вокруг земель Эдома и Моава новое поколение народа прошло через кризис, научилось самостоятельно решать проблемы при помощи Медного змея, поняло важность собственной работы по извлечению воды, достигло более правильных взаимоотношений внутри общества.
Таким образом, эти несколько месяцев подготовили народ к жизни в своей Стране, и после этого он может приступить к войне за ее завоевание.