TEMP:01●30●05-01●30●08
39.4. Дети Билhи (01:30:05-01:30:08)
И зачала Билhа, и родила Яакову сына.
И сказала Рахель: «Судил меня Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына». Посему нарекла ему имя Дан.
И еще зачала, и родила Билhа, рабыня Рахели, другого сына Яакову.
И сказала Рахель: «Борьбою сильною боролась я с сестрою моею, и превозмогла». И нарекла ему имя Нафтали.
И родила Билhа ... и сказала Рахель: Имя детям Билhи дает Рахель, т.е. она воспринимает их как своих.
Судил меня Бог ... нарекла ему имя Дан. Борьбою сильною боролась я с сестрою моею ... нарекла ему имя Нафтали: Рахель видит соперничество с сестрой как дин, «суд» и нафтулим, «борьбу», и от этих слов производит имена детей. Такое восприятие жизни как соперничества с сестрой продолжает быть источником проблем Рахели. Лишь когда она оставит конфликт с сестрой и сосредоточится на своих собственных отношениях с Яаковом и с Богом, она сможет родить.
Одна из центральных внутренних задач семьи Яакова – решить проблему конфликта между братьями, достичь объединения, пройдя через кризис (и мы уже упоминали, что в Книге Бытия это вообще главная проблема человечества). Для усиления «потенциальной напряженности» этого противостояния в семье Яакова должно родиться четыре первенца, и рождение каждого из них станет ступенью на пути к выстраиванию системы правильного «морального первородства».
Дан, будучи первенцем Билhи и вторым первенцем Яакова, - очень важен в этой системе, поскольку является «первенцем, не претендующим на первенство». Он совершенствует концепцию братства, и этим делает возможным рождение Йосефа.