TEMP:02●15●22-02●15●26
Глава 15. От Египта до Синая
15.1. Горькая вода в Маре (02:15:22-02:15:26)
(22) И Моше увел Израиль от Тростникового моря, и они вышли в пустыню Шур; и шли они три дня по пустыне, и не находили воды.
Моше увел Израиль от Тростникового моря: Мидраш говорит, что Моисей уводил Израиль насильно: воодушевленные евреи хотели остаться у Моря, и начали собирать египетские драгоценности, которые море вынесло на берег. Это воодушевление нужно было пригасить и ввести в рамки, иначе на нем нельзя будет ничего построить. Кроме того, было необходимо, чтобы евреи перестали оглядываться на Египет и сожалеть о том, что в Египте осталось еще много ценного, пора было начинать свой собственный путь.
И не находили воды: Оторвавшись от Египта, источника их прежнего физического и духовного питания, евреи испытывают жажду.
(23) И пришли в Мару, и не могли пить воду в Маре, ибо она горька, потому и назвали это место Мара.
Самостоятельная жизнь оказалась горькой. Горечь воды отражает самоощущение евреев, лишившихся Египта.
(24) И возроптал народ на Моше, говоря: что нам пить?
Когда спадает эмоциональный подъем, вызванный спасением на Море, то с первыми же сложностями начинается ропот. Сложности действительно есть (и поэтому народ не наказан за ропот), но народ еще не умеет обсуждать их конструктивно.
(25) И возопил он к Господу, и указал ему Господь дерево, и он бросил его в воду, и стала вода пресной. Там установил Он ему закон и правосудие, и там испытывал его.
И возопил он к Господу: Моше тоже растерян.
И указал ему Господь дерево: опреснение воды с помощью дерева символизирует связь как с Райским Садом (Деревом Познания и Деревом Жизни), так и с Торой (уподобленной Дереву Жизни в Притчах 3:18)
И стала вода пресной: евреи должны были увидеть, что вода (физическая и духовная), которую они далее будут пить, отличается от воды Египетской.
Там установил Он ему закон и правосудие: Т.е. в Маре Моисей начал учить народ законам Торы. На Море к евреям была проявлена категория милости (хесед), теперь же Моисей ведет народ по линии «закон и правосудие» (гвура), – ограничения, жесткости, введения в рамки. Без такой жесткости первоначальный хесед расплескается и не сможет сохраниться.
И там испытывал его: Здесь «испытание» (нисайон) – это не «проверка», а «обучение», «приобретение опыта». Встречаясь с проблемами и преодолевая кризисы, еврейский народ постепенно приобретает опыт жизни и поднимается до уровня Торы и Страны Израиля.
(26) И сказал: если ты будешь слушаться голоса Господа, Бога твоего, и угодное перед очами Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, – то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Господь, целитель твой.
Изложенная здесь установка – это запугивание: «ты видишь, что вода была вначале горькой, и только благодаря дереву она стала пресной, и впредь знай, что только если будешь во всем Меня слушаться, Я тебе помогу и ты не будешь болеть». Это подход «страха перед Богом», и далеко еще не уровень «любви к Богу». Но когда евреи только что вышли из Египта, с ними еще нельзя было общаться по-другому. Чем ниже уровень развития ученика, тем жестче с ним приходится обращаться. Лишь постепенно (к концу 40 лет скитания по Пустыне) народ продвигается настолько, что с ним можно будет разговаривать на уровне любви, и это отражено в Книге Второзакония.