TEMP:04●30●02-04●30●03

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

26.4. Обязанность исполнять обеты (4:30:02—30:03)

(2) И Моше говорил главам колен сынов Израиля, сказав: вот что повелел Господь:

(3) Если муж даст обет Господу, или поклянется клятвой, приняв запрет на себя — то пусть не нарушит он слово свое, но все как вышло из уст его, так должен он исполнить.

(2) И Моше говорил главам колен сынов Израиля, сказав Это необычная формулировка, обычно Моисей обращается ко всему народу в целом, и она подчеркивает субординацию: Моисей говорил главам колен, чтобы затем уже они донесли его слова до народа. Из этого мы видим, что в вопросах обетов роль глав колен и вообще руководства — особая, не такая, как в остальных заповедях.

Устная Тора, которая занимается галахической перспективой еврейского Учения, толкует эту особенность в двух аспектах:

(1) Поскольку в целом обеты не поощряются в иудаизме, Моисей не хотел говорить о них всему народу и поэтому объяснил их главам колен, чтобы они, по мере необходимости, могли учить этому народ.

(2) У глав колен и руководителей народа есть особый статус и особая функция в вопросе отмены обетов — см. ниже.

Но, как мы отметили выше, в перспективе «важности того Слова, которое еврейский народ говорит миру из Страны Израиля» — передача этой заповеди главам колен подчеркивает важность именно «народа как национального организма». Именно поэтому в те эпохи, когда еврейское государство в Стране Израиля существует, еврейский народ удостаивается возможности возвестить человечеству Божественное Откровение<ref>В частности, именно поэтому Танах мог быть написан именно в Стране Израиля – см. подробнее об этом в книге «Рав А. И. Кук. Личность и учение», www.ejwiki-books.com/book_r-kuk.html </ref>. Таким образом, в воспитательном плане в этой заповеди было важно подчеркнуть ее «общенациональный», а не только частный характер.

(3) Если муж даст обет Господу, или поклянется клятвой, приняв на себя запрет — то пусть не нарушит он слово свое, но все как вышло из уст его, так должен он исполнить Обет выражает желания человека обязать себя сделать нечто большее, чем он и так должен сделать. Обет может быть дан, исходя из чувства, что если человек обяжет себя перед Всевышним к чему-то дополнительному, это будет являться для него продвижением на пути к праведности.

Еврейская традиция рассматривает подобные обещания как разрешенные, но нежелательные, поскольку человеку следует исполнять все, что он решил, не произнося обетов. Однако в жизни бывают трудные минуты, когда человек остро чувствует за собой «недостаток праведности», и ему хочется прямо сейчас «увеличить этот уровень». В принципе, это действительно может служить продвижению, поэтому Тора разрешает давать подобные обещания перед лицом Всевышнего (см. например Быт. 28:20). Но в таких случаях критически важно, чтобы далее, когда опасность миновала, и жизнь постепенно вошла в обычные рамки, человек не забыл об этих обещаниях, и именно на это направлена данная заповедь.

(3) Даст обет Господу «Обет», недер, это обязательство человека, связанное с каким-либо предметом — например, передать кому-то свою определенную вещь.

(3) Или поклянется клятвой, приняв запрет на себя «Клятва», швуа, это обещание в отношении себя — например, запретить себе какой-то вид еды; поэтому данное действие называется «принять запрет на себя».

(3) Но все как вышло из уст его, так должен он исполнить Молчаливого решения не достаточно, оно должно быть произнесено, поскольку сказанное вслух гораздо определеннее произнесенного мысленно. Но если человек сказал что-то по ошибке — это не является обетом, то есть имеет значение только обдуманное высказывание. Эти правила действуют как в отношении обетов, так и в отношении всякого слова, которое человек или народ хочет сказать миру.

26.5. Отмена обетов

Ниже в Торе говорится об отмене обетов женщины ее отцом или мужем (то есть человеком, являющимся в отношении нее главой семьи). Однако об отмене обетов «независимого главы семьи» (то есть мужчины, а также вдовы или разведенной) в Письменной Торе не говорится ничего — наоборот, подчеркивается, что взятый обет нужно строго соблюдать. Этим Тора говорит, что хотя для зависимого человека есть возможность отменить обеты, для человека независимого важно их строгое соблюдение.

Эта концепция важна в педагогическом плане, однако Устная Тора дает возможность отменить обет, если человек заявляет, что взял его на себя необдуманно, в эмоциональном порыве (то есть он повел себя в каком-то смысле как несамостоятельный человек, находящийся во власти эмоций).

В таком случае отмену обета может провести «глава колена», а поскольку таких в настоящий момент не существует, то это может сделать «выдающийся мудрец» или Бейт Дин, еврейский религиозный суд, и именно так реально сегодня поступают. Бейт Дин состоит из трех взрослых евреев, причем в данном вопросе считается необязательным, чтобы они действительно были судьями, это могут быть три любых человека, представляющие собой общество — а именно общество является источником «властного авторитета», и поэтому может играть роль «глав колен».

(Есть разница между отменой обета отцом или мужем — и постановлением Бейт Дина, которое «разрешает обет», уничтожая его ретроактивно, дав человеку возможность найти в нем просчет, вследствие чего весь обет становится изначально недействительным, так как он не учитывал всех обстоятельств. Поэтому сравнение этих двух ситуаций неточно: отмена возможна, когда обет затрагивает интересы другого человека, перед которыми у взявшего обет (дочери или жены) есть обязательства; а «разрешение обетов» Бейт Дином — это ситуация, когда приходится идти навстречу человеку, чтобы помочь ему освободиться от необдуманного поступка. Хотя и тут тоже есть влияние несамостоятельности, но принцип все же другой).