TEMP:04●31●21-04●31●24

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

27.8. Очищение металлических предметов (4:31:21—31:24)

(21) И сказал Элазар-священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, которое Господь заповедал Моше:

(22) Относительно золота и серебра, меди, железа, олова и свинца:

(23) Все, что использовалось над огнем, проведите над огнем, чтобы очистить его, но затем и водой очистительной должно быть очищено; все же, что не использовалось над огнем, очистите водой.

(24) И вымойте одежды ваши в день седьмой, и будете чисты, и после этого можете войти в стан.

(21) И сказал Элазар-священник: вот постановление закона, которое Господь заповедал Моше Элазар вдруг дополняет слова Моисея. Это означает, что хотя Моисей ранее уже получил этот закон и передал его Элазару (и поэтому тот говорит «вот постановление закона, которое Господь заповедал Моше») — теперь не может самостоятельно высказать закон полностью и нуждается в помощи Элазара.

Мидраш полагает, что Моисей из-за гнева в этот момент «подзабыл закон» и не смог завершить его изложение. Мидраш также считает, что и в других случаях, когда Моисей гневается, он или совершает ошибки, или не может передать Тору полноценно (как мы указали выше, таково положение в Левит 10:16, и при «водах Меривы» в Числа 20:10). Именно гнев Моисея является причиной того, что он не в состоянии огласить закон об очищении металлической утвари — однако мидраш не объясняет, как связан «гнев по поводу мидьянских женщин» именно с темой металлов. Мы попробуем дать этому объяснение ниже.

(22) Относительно золота и серебра, меди, железа, олова и свинца Здесь дано перечисление шести базовых металлов, известных человечеству с древних времен. Очищение всех материалов, о которых выше говорил Моисей, связано только с водой, но не с огнем, Элазар же дополняет его в вопросах очищения металлов, которое связано с огнем. Кроме того, источником статуса «нечистоты» здесь не является «прикосновение к мертвым». Скорее, речь идет о нечистоте этих предметов ввиду того, что они принадлежали идолопоклонникам — и именно такое очищение выводит галаха из данного текста.

(23) Все, что использовалось над огнем, проведите над огнем, чтобы очистить его, но затем и водой очистительной должно быть очищено; все же, что не использовалось над огнем, очистите водой Для тех металлических предметов, использование которых было связано с огнем, требуется дополнительное очищение с помощью огня. Для тех же, использование которых не было связано с огнем, такого очищения не требуется. Но в обоих случаях они должны быть очищены водой, как и все другие неметаллические вещи.

«Использование над огнем» обычно связано с приготовлением еды (варкой) — то есть то, что использовалось для приготовления еды, должно пройти дополнительное очищение. На уровне галахи, еврейская традиция связывает это с кашрутом. Сосуды содержат «въевшиеся в стенки» остатки пищи, и при нагревании это «внедрение пищи в стенки сосуда» является особенно сильным. А поскольку нееврейская еда, для приготовления которой использовались сосуды, была некашерной, то нужно «выжечь» её остатки, чтобы посуда стала кашерной. Это и есть процесс «кашерования металлической посуды через разогревание».

Но на уровне прямого смысла текста, то есть на уровне общих принципов и идей, здесь ничего не говорится о кашруте, а «проведение через огонь» является частью процесса очищения от нечистоты.

Это, по-видимому, означает, что «ритуальная нечистота» на уровне идеи проникает в металл более глубоко, чем в неметаллические вещи, и поэтому требует более глубокого очищения. И хотя на практике «то, что не использовалось над огнем» не требуется проводить через огонь (может быть, потому что с практической точки зрения это может разрушить данный предмет, например если он легкоплавкий) — но в целом это касается всех металлов. И то, что Моисей не сообщил народу данный закон, и он был сообщен Элазаром, показывает, как мы отметили выше, что он связан с проблемами Мидьяна, которые ранее выразились в гневе Моисея.

От других объектов, использующихся в быту, металл отличается прежде всего тем, что из него делают «орудия для дальнейших действий», рабочие инструменты, сосуды для варки или деньги (как средство платежа). В этом его отличие, скажем, от деревянных или шерстяных вещей, которые предназначены для «конечного использования». Возможно, именно данное свойство, «предназначение производить другие объекты», является причиной «более глубокого уровня нечистоты», свойственного металлам при их использовании идолопоклонниками, и именно поэтому необходимо их очищение с помощью огня.

Отметим, что огонь — это и есть главный «инструмент» в человеческой цивилизации, и что в производственный цикл всех металлов входит именно выплавка их на огне.

Как представляется, параллель с Мидьяном заключается тут в том, что мидьянитянки не только сами соблазняли евреев, но и использовали для этого моавитянок. Мидьян выполнял функции источника, «инструмента для производства других объектов конечного использования», и именно поэтому с ним нельзя было обойтись как с простым врагом («победили, остатки врага разбежались, пленники теперь неопасны»), но потребовалось казнить часть пленных, что вызвало раздражение и гнев Моисея.

Итог: для Моисея было болезненным осознание того, что с «орудиями-инициаторами» нужно поступать боле жестко, чем просто с врагом. И хотя он смог отдать приказ, это вызвало в нем внутреннее напряжение, которое вылилось в гнев, и он оказался не в состоянии передать народу закон об очищения металлических изделий (как говорит мидраш, «в этот момент он подзабыл его»). Поэтому Элазар был вынужден дополнить этот закон, сославшись на откровение Всевышнего Моисею.

(24) И вымойте одежды ваши в день седьмой, и будете чисты, и после этого можете войти в стан Очищение одежд завершает очищение и самих людей, и всего принадлежащего им имущества.